АЛГОРИТМИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Моделирование различных систем эксплуатации связано с моделированием следующих основных элементов: длительности полета, оіреіков времени, соответствующих продолжительности восстанов — ‘м и и — л технического состояния и изменения технического состояния комплекса АС. Кроме того, необходимо изучить влияние на эксплу — ■I і л иноиные показатели достоверности результатов контроля и качества восстановления. Такое исследование имеет две цели: установить количественные соотношения, описывающие влияние этих компонентов на показатели системы эксплуатации, и оценить устойчивость системы эксплуатации к погрешностям исходных данных..
В общепринятом смысле устойчивость любой системы характеризуется как свойство, связанное с затуханием реакции этой системы на возмущающее воздействие.
Если бы поведение системы эксплуатации можно было описать, с помощью дифференциальных уравнений, то исследование устойчивости свелось бы к анализу решений этих уравнений. Хотя это достаточно сложный и трудоемкий процесс, но в принципе выполнимый, например, на основе учения Ляпунова об устойчивости — движения.
Однако множество факторов, которые необходимо учитывать при описании системы эксплуатации, недифференцируемые функции, случайности в поведении параметров такой системы’не позволяют описать ее с помощью дифференциальных уравнений. Поэтому устойчивость исследуется на основе статистического моделирования процесса эксплуатации АС, при этом в качестве возмущающих воздействий рассматриваются погрешности в исходных данных о безотказности АС (т. е. в матрице вероятностей переходов) и случайность в принимаемых решениях на восстановление АС.
Реакция системы описывается показателями, введенными в. §7.1. Необходимо найти значения этих показателей в функции от возмущающих воздействий и установить характер их изменения во времени моделирования.
Будем считать, что система эксплуатации устойчива к возмущающим воздействиям, если при статистическом моделировании с их учетом критерии ее эффективности сходятся к некоторым постоянным значениям.
В § 3.5 при описании структуры алгоритма статистического моделирования по существу были рассмотрены некоторые необходимые элементы: моделирование технического состояния и затрат на — восстановление, а также принципы расчета эксплуатационных показателей. Моделирование длительности полетов осуществляетсяг на основе стандартного подхода, связанного с моделированием отрезков, длительность которых описывается заданной функцией распределения {37].
Рассмотрим вопросы, связанные с моделированием изменения достоверности контроля и качества восстановления и оценкой их- ] влияния на введенные выше показатели В общем случае эффек-1 типность системы контроля с точки зрения правильного заключе-1 ния о состоянии контролируемого объекта оценивается достоверностью результатов контроля Н, которая связана с вероятностями I ошибок первого и второго рода соотношением
//=1_(а+р),
где а — вероятность появления ошибок 1-го рода (неисправным признан фак-1
тически исправный объект); f> — вероятность появления ошибок 2-го родаа
(неисправный объект признан исправным)’.
Ошибки первого рода приводят к дополнительным проверкам и ремонтно-регулировочным работам, что увеличивает трудозатраты и. і обслуживание. Ошибки второго рода непосредственно на эксплуатационные показатели не влияют, поэтому примем р = 0.
Для расчета погрешностей измерения важно знать плотность вероятности случайных погрешностей р(Ха) измерительного траків системы контроля. Этот тракт представляет собой совокупность устройств (датчики, линии связи, коммутатор, преобразователи, нормализаторы и т. д.), каждое из которых вносит погрешность в результат измерения. При проектировании систем контроля обычно предполагается, что погрешности приблизительно равны и независимы. Это позволяет считать распределение суммарной погрешности нормальным:
‘,<A’|a)=Titexp[‘i£ir1]’ (7-6)
I чс /і(Х|с)—плотность вероятности измеренных значений при условии, что истинное значение измеряемой величины равно о; х — результат наблюдения; о — средняя квадратичная погрешность результата наблюдения.
Однако при задании исходного процесса в виде цепи Маркова такая форма представления погрешностей измерения неудобна. Поїтиму необходимо вместо распределения (7.6) построить матрицу условных вероятностей погрешностей измерений — X’=||p(Si||Sj)||, і. 7 = 1, 2,где F — число состояний цепи Маркова. Такая матрица строится следующим образом. Предполагается, что истинное шлчение измеряемой величины находится в центре отрезка поля допуска, соответствующего состоянию j марковской цепи. Пуст*- граница этого отрезка есть [а, Ь.
Тогда с учетом (7.6)
/7{5^) = Р{л:е5^|5,}=Ф — ф(^7^) ’
мгФ(‘)—табулированная функция нормального распределения.
Таким образом, мы вычислили вероятность того, что случайная величина х попала в интервал (а, Ь], т. е. принадлежит у’-му состоянию цепи Маркова при условии, что исходное состояние есть і. Меняя значения границ состояний, можно построить искомую матрицу X, соответствующую фиксированному значению а. При вариации а в долях от размера отрезка (а, Ъ] матрица X будет изменяться.
Типовая матрица точности, например, для марковской цепи с пятью состояниями имеет вид:
^0,6915 0,2417 0,0606 0,0060 0,0002^
0,3085 0,3830 0,2417 0,0606 0,0062.
0,0668 0,2417 0,3830 0,2417 0,0668
0,0062 0,0606 0,2417 0,3830 0,3085
Vo 0 0 0 1 J
Особенность матрицы X — выбор элементов последней строки, который обусловлен тем, что в моделях эксплуатации ошибки второго рода предполагаются равными нулю.
На выходе системы контроля результат измерения будет зависеть от двух составляющих: истинного процесса, задаваемого матрицей Q; погрешностей системы контроля, определяемых матрицей X. Вследствие очевидной независимости этих составляющих совместная вероятность измеренного значения при фиксированных. погрешностях равна произведению вероятностей, что при матричном описании может быть представлено как R = QX, где R — матрица результатов измерений.
Таким образом, мы получили матрицы вероятностей переходов, описывающие истинный случайный процесс, с учетом погрешностей; измерений вследствие ошибок первого рода.
Эти погрешности с точки зрения конечных результатов, связанных с показателями системы эксплуатации, можно рассматривать или как ошибки системы контроля, или как погрешности в определении исходных данных о безотказности АС, т. е. элементов матрицы вероятностей переходов. Исследование влияния погрешностей контроля на эксплуатационные показатели сводится к определению- матрицы — R(a) для каждой системы, моделированию процесса эксплуатации и оценке соответствующих показателей при выбранном значении о. Варьируя о, можно определить искомое влияние; вывод об устойчивости делается при условии, что получены оценки соответствующих показателей с заданной точностью.
В § 3.4 для описания результатов восстановительных работ была введена функция качества восстановления (ФКВ), представляющая собой плотность распределения значений обобщенного параметра по области работоспособности, точнее, по состояниям аппроксимирующей цепи Маркова. Опишем, как при статистическом моделировании можно учесть качество восстановления.
Пусть в момент t0 произведены ПР или ремонт, после которых изменяется состояние параметра. При аппроксимации процесса о помощью цепей Маркова это означает, что изменился номер состояния цепи Маркова с і на jФі, и дальнейшее развитие траектории цепи должно осуществляться из состояния /. Иными словами, моделирование ФКВ сводится к выбору начального состояния цепи: Маркова.
При моделировании ФКВ выбиралась трех типов: 1 — после восстановления значение обобщенного параметра равно номинальному (полное восстановление); 2 — значение обобщенного параметра: распределено равномерно по всей области работоспособности (для моделей I и II) или области [1, Ї*] (для модели III); 3 — распределение значений обобщенного параметра описывается полунормаль — ным законом [62] вблизи границы отказа (модели I и II) или упреждающего допуска і* (модель III).
Для АС типовыми являются два вида параметров—-монотонно» и немонотонно изменяющиеся. Поэтому при моделировании харак-
icp матриц Q был подобран так, чтобы имитировать поведение н их параметров. Примерами служат матрицы Qi и Qn;
✓’0,652 |
0,143 |
0,116 |
0,055 |
0,034 |
0 |
0,652 |
0,177 |
0,108 |
0,063 |
0 |
0 |
0,652 |
0,232 |
0,116 |
0 |
0 |
0 |
0,652 |
0,348 |
V[5] |
5 |
0 |
0 |
1 J |
/0,682 |
0,123 |
0,106 |
0,055 |
Г 0,168 |
0,573 |
0,127 |
0,075 |
0,113 |
0,138 |
0,534 |
0,119 |
0,053 |
0,104 |
0,155 |
0,470 |
‘0 |
0 |
0 |
0 |
Здесь матрица Qi описывает параметр неубывающего, a Qn — немонотонного типов. Продолжительность времени восстановления ииодилась в нормированном виде. Так, затраты на ремонт выбирались равными единице, а затраты на ПР в интервале [0, 1].
7.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ 1
Значения оценок показателей (см. § 7.1), полученных на основе статистического моделирования при вариации срсднеквадратиче — I кой погрешности системы контроля и качества восстановительных работ, приводятся для моделей I, II, III в табл. 7.1. Для удобства дальнейшего анализа введем в обозначения показателей римские цифры I, II, III, что будет соответствовать моделям I, II, III.
Анализ данных таблицы показывает, что для всех моделей при фиксированном суммарном времени моделирования зависимости величин g и В от погрешности измерения, как и следовало ожидать, совпадают с точностью до постоянных коэффициентов. Поэтому при дальнейшем анализе будут рассматриваться только удельные «атраты g, а все полученные при этом выводы будут справедливы и тля суммарных затрат на заданном интервале.
В табл. 7.1 для модели I случаю о = 0 и функции качества вос — ( і ановления типа I (ФКВ типа 1) соответствуют собственные характеристики безотказности и восстанавливаемости комплекса АС (средние времена между отказами и восстановления, а также и нругие, связанные с ними, показатели). При выбранных исходных данных средняя наработка на отказ Г0і = 8,71 ч, а среднее время восстановления 7’в1 = 2,37 ч. На заданном интервале моделирования (10Г| ч наработки) получено 11 469 отказов, на восстановление которых требуется 27 296 ч.
<т |
||||||
Показатель |
Тип ФКВ |
0 |
0,5 |
I |
: Г, 5 |
2 |
Модель I (эксплуатация по надежности)
|
1 Ісжазатель |
Тип ФКВ |
а |
||||
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
||
тв |
і |
3,04 |
2,98 |
2,90 |
2,79 |
2,67 |
2 |
3,03 |
2,99 |
2,85 |
2,72 |
2,61 |
|
3 |
3,03 |
2,93 |
2,77 |
2,64 |
2,53 |
|
к |
1 |
7507 |
8044 |
9036 |
10339 |
12102 |
2 |
7587 |
8948 |
10274 |
12041 |
13744 |
|
3 |
9022 |
10092 |
12081 |
14112 |
16348 |
|
в |
1 |
22827 |
24039 |
26262 |
28949 |
32360 |
2 |
23008 |
26484 |
29323 |
32768 |
35983 |
|
3 |
27375 |
29657 |
33562 |
37314 |
41401 |
Использование системы контроля обобщенных параметров, применяемой только для оценки работоспособности и имеющей среднеквадратичную погрешность 0 = 0,5, привело к тому, что вследствие ошибок I рода (см. § 7.2) еще в 639 случаях состояние комплекса идентифицировано как отказовое. Следовательно, необходимы дополнительные работы по контролю и восстановлению, в результате чего при фиксированном времени моделирования возрастут суммарные затраты, сократится интервал времени между отказами, и при однозначном соответствии между показателями (7.1) —
(7.5) изменятся величины g, Тв и К. По мере роста а описанная тенденция сохраняется.
Показатели изменяются и при учете качества восстановительных работ, которое моделируется с помощью различных ФКВ. Напомним, что ФКВ —это распределение начальных состояний цепи Маркова, аппроксимирующей обобщенный параметр. Выбор ФКВ типа 2 или 3 приводит к тому, что в среднем обобщенный параметр быстрее, чем при ФКВ типа 1, достигает границ области работоспособности. Поэтому при фиксированном времени моделирования і озрастает общее число ситуаций, классифицируемых как отказы, а следовательно, изменяются все остальные показатели. Так, при ФКВ типа 2 общее число отказов возрастает до 13 970, а при ФКВ шпа 3 — до 19 626 (о = 0) .
Введение периодических ПР позволяет при восстановительных работах, характеризуемых ФКВ типа 1, несколько увеличить среднее время между отказами комплекса АС и сократить число отказов, однако при этом возрастают средний интервал восстановления п средние удельные затраты (см. табл. 7.1, модель II).
При использовании для проведения предупредительных работ упреждающего допуска (см. табл. 7.1, модель III) существенно увеличиваются показатели безотказности и сокращаются средние удельные затраты при относительно небольшом возрастании среднего интервала восстановления.
Более детальную оценку влияния качества восстановительных работ на эффективность системы эксплуатации (модели I—III)
можно получить из анализа данных табл. 7.2, в которой представ — | лены отношения вида Лг/Ль г=2,3. Здесь Л* — значения показателей, полученные при 1-м типе ФКВ, Л] — показатель при ФКВ типа I.
Если восстановительные работы проводятся так, что начальные о значения обобщенного параметра распределены по области работоспособности равномерно, то для модели I практически независимо от точности системы контроля средние удельные затраты увеличиваются на 18—20%. Соответственно уменьшается средний интервал между отказами и увеличивается число отказов. Если качество восстановительных работ еще более низкое (ФКВ типа 3), то средние удельные потери возрастают значительно (на 50—60%), соответственно на 50—70% увеличивается число отказов и сокращается среднее время между отказами (на 35—40%). Среднее время восстановления при этом изменяется мало (на 4—6%).
Для периодических ПР при ФКВ типа 2 по сравнению с ФКВ тина 1 средние удельные затраты возрастают на 8—10% (во всем диапазоне изменения величины о), средняя наработка на отказ сокращается на 20—25%, соответственно увеличивается число отказов. При ухудшении качества восстановительных работ (ФКВ типа 3) указанная тенденция для всех показателей сохраняется, но при большем изменении по абсолютной величине.
Из табл. 7.2 следует, что система эксплуатации по состоянию менее критична, чем модели I и II к качеству восстановительных работ — диапазон изменения отношений показателей при различных ФКВ для этой модели наименьший. Так, например, по основному критерию — средним удельным затратам — в модели III при о = 0 он не превышает 20%, тогда как в модели I —около 60%, а в модели II — около 26%. Еще более существенные отличия возникают по показателям безотказности и соответственно по количеству отказов—в модели I количество отказов возрастает на 20—70%, в модели II — на 30 -90%, а в модели III—только на 1—20%.
Результаты моделирования (см. табл. 7.1) позволяют количественно оценить влияние погрешности контроля о на эксплуатационные показатели. Рассчитаем на основе данных табл. 7.1 приращения показателей для каждого из диапазонов изменения а (табл. 7.3), где в числителе указаны приращения для модели II, в знаменателе для модели III.
Из табл. 7.3 видно, что по мере увеличения абсолютного значения погрешностей контроля возрастают в среднем приращения эксплуатационных показателей. Отсюда следует, что метрологические характеристики АДТС, определяемые точностью о, нелинейным образом влияют на эксплуатационные показатели. Для модели III это влияние проявляется в большей степени.
Результаты моделирования позволяют в первом приближении оценить область целесообразных значений о для каждой модели эксплуатации. Рассчитаем нормированные приращения эксплуатационных показателей относительно значения, соответствующего
u = 0, т. e. ^ = lj 100% (табл. 7.4). В таблице в числите
ле приведены значения £, соответствующие модели II, в знаменателе — модели III.
Т а б л и ц а 7.2
|
Модель I (эксплуатация по надежности)
|
Модель 11 (эксплуатация по ресурсу)
|
Модель 111 (эксплуатация по состоянию)
|
Выберем уровень снижения основного показателя g, по которому оптимизируется модель III, равным 5%, и оценим соответствующее максимальное значение а (см. табл. 7.4). Тогда для модели II при ФКВ I типа допустимы измерители, имеющие погрешности со средней квадратичной ошибкой о^1. Для модели III требования к точности будут более жесткими: о^0,5. Если аналогично определить диапазон допустимых изменений ц при условии, что остальные показатели снизились на 5%, то окажется, что для обеих моделей эксплуатации целесообразно выбрать о^0,5. При таких погрешностях контроля влияние системы контроля на выходные показатели системы эксплуатации будет мало, и при этом реализуются преимущества от внедрения системы эксплуатации III.
Т а б л и ц а 7.3
|
Отметим особенность выбора допустимых погрешностей системы контроля для модели III. Величина о выбиралась нормированной (см. § 7.2) относительно размера состояния. Так, например, о = 0,5 означает, что погрешность системы контроля составляет половину от значения одного из отрезков — состояний, на которые разделена область работоспособности. Поэтому выбирать допустимую погрешность контроля необходимо в зависимости от числа состояний, на которое делится область работоспособности. Выходные параметры современных АС при числе состояний б—8 достаточно хорошо аппроксимируются цепями Маркова 1-го порядка. А это означает, что погрешности следует выбирать не хуже 1/12^-1/16 от поля допуска, что технически вполне выполнимо.
Таблица 7.4
Показатель |
ФКВ |
а |
||||
0 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
||
S |
1 |
0 |
1,87 |
4,93 |
8,53 |
12,27 |
5,26 |
14,91 |
26,75 |
41,67 |
|||
2 |
2,33 |
5,77 |
9,08 |
13,01 |
||
14,78 |
27,39 |
42,17 |
56,09 |
|||
3 |
2,97 |
5,93 |
9,64 |
11,23 |
||
8,42 |
22,71 |
36,63 |
51,65 |
|||
Т0 |
1 |
0 |
—6,13 |
— 15,16 |
—23,47 |
—30,63 |
—6,66 |
—16,90 |
—27,35 |
—37,94 |
|||
, |
2 |
—6,55 |
—14,73 |
—20,74 |
—27,97 |
|
—15,19 |
—26,12 |
—36,98 |
—44,80 |
|||
3 |
—6,62 |
— 13,86 |
— 18,47 |
—21,09 |
||
— 10,65 |
—25,36 |
—36,10 |
-44,86 |
|||
г„ |
1 |
0 |
—4,43 |
—10,93 |
— 17,01 |
—22,13 |
—1,98 |
-,4,62 |
—8,22 |
— 12,18 |
|||
2 |
—4,35 |
—9,87 |
— 14,21 |
—18,56 |
||
—1,32 |
—5,94 |
—10,23 |
— 13,86 |
|||
3 |
—3,83 |
—7,87 |
— 10,64 |
— 12,13 |
||
—3,30 |
—8,58 |
— 12,87 |
— 16,50 |
|||
к |
1 |
0 |
6,46 |
17,78 |
30,54 |
44,04 |
7,15 |
20,37 |
37,72 |
61,21 |
|||
2 |
7,06 |
17,24 |
26,96 |
38,74 |
||
17,94 |
35,42 |
58,71 |
81,16 |
|||
3 |
7,10 |
16,17 |
22,82 |
26,76 |
||
11,86 |
33,91 |
56,42 |
81,20 |
Если учесть также качество восстановления и выбрать ФК. В типа 2 (наименьшая определенность при оценке состояния после восстановления) , то требуются измерители обобщенного параметра с 0^0,1. Такая оценка минимаксна и гарантирует преимущества системы эксплуатации по состоянию по выбранным критериям. Однако она не всегда целесообразна с экономической точки зрения, так как на разработку и создание измерителей могут потребоваться затраты, которые не окупятся выгодами от внедрения эксплуатации по состоянию. В этом случае точность оценки технического состоя
ния АС выбирают с учетом ограничений по стоимости, причем для оценки экономической эффективности можно воспользоваться методикой, изложенной в [68].
Анализ влияния погрешностей системы контроля и качества восстановительных работ на показатели системы эксплуатации позволяет сделать важное заключение — об устойчивости системы эксплуатации АС по состоянию к этим наиболее характерным для эксплуатации факторам. В самом деле, при вариации этих факторов процесс моделирования приводил к сходимости выбранных показателей к некоторым константам (естественно, различным для различных исходных данных). Так как в алгоритме моделирования была заложена трехкратная последовательная проверка условия попадания показателя в заданную область, то можно утверждать что оценки показателей сходятся к своим истинным значениям, а это подтверждает устойчивость системы эксплуатации к дестабилизирующим факторам.